История Аюрведы

0
16
просмотров
История Аюрведы

Аюрведа становится востребованной медицинской системой на западе в последние годы. Причины этого можно проследить и в самой истории этой науки. Аюрведа представляет собой древнюю научную систему медицины, которая зародилась и достигла расцвета на Индостанском субконтиненте, где и по сей день поддерживает здоровье миллионы людей. Практика Аюрведы держится на теории, изложенной в корпусе классических трудов, в которых систематизирован опыт тысяч ученых и врачей. В истории Аюрведы были периоды активного развития и периоды сравнительного застоя: были также периоды тесного взаимодействия Аюрведы с другими медицинскими системами, которые, несомненно, сыграли большую роль в совершенствовании аюрведической теории и практики.

На всем протяжении своей истории Аюрведа распространялась главным образом через академическую традицию, наряду с которой всегда существовала и традиция передачи профессионального знания и навыков от отца к сыну. После того, как в 1947 году Индия получила независимость, в стране был принят пакет законов, предназначенных для контроля за преподаванием и клинической практикой Аюрведы. так что в настоящее время практиковать Аюрведу в Индии может только врач с соответствующим дипломом.

Периодизация истории Аюрведы

До-ведический период

Общеизвестно, что в период между 2 500 и 1 500 гг. до н.э. в долине Инда существовала высокоразвитая цивилизация. Раскопки показали, что эта цивилизация достигла определенных успехов в области общественного здравоохранения, в частности же, были обнаружены некоторые вещества, явно лекарственного назначения. Из сведений, полученных археологами, можно предположить, что цивилизации долины Инда была знакома некая медицинская система и, хотя, конечно, это еще не была Аюрведа, предположительно именно на основе этой системы позднее развилась Аюрведа, как научная медицинская система.

Ведический период

Хотя вопрос датирования Вед по сей день вызывает споры среди специалистов, можно с уверенность говорить о том, что все четыре Веды полностью сложились 2500 лет назад. В Ведах уже упоминаются и описываются многие лекарственные растения, терапевтические и хирургические процедуры, в них есть анатомические и физиологические термины, а также описания ряда болезней и способов их лечения. Однако, и в этот период Аюрведа, в качестве медицинской науки, еще не существовала, хотя в Ведах наличествуют многие ее предпосылки.

Классический период

Самостоятельной научной системой Аюрведа стала в послеведический период. Именно в этот период были созданы классические труды, в которых эмпирическое знание претворялось в научные концепции и приобретало формализованный характер. В те же времена возник и сам термин «Аюрведа».

Основополагающими классическими трудами являются следующие:
  • Чарака Самхита, созданная Чаракой;
  • Сушрута Самхита, созданная Сушрутой;
  • Аштанга Самграха, составленная Вагбхатой Старшим.

Все три труда написаны на санскрите в прозе и в стихах. Чарака жил во II веке до н.э. Чарака Самхита подверглась редакции в IV веке и не пересматривалась с тех пор. Таким образом можно сказать, что фундаментальный труд, который до сих пор служит основой для изучения Аюрведы, был создан 1 600 лет тому назад. Труд Сушруты редактировался в V веке и используется в этой редакции по настоящее время. Труд Чараки посвящен терапевтическому направлению в Аюрведе, труд Сушруты – аюрведической хирургии. Сушрута считается отцом хирургии, он внес большой вклад в становление пластической хирургии.

Приблизительно к VI веку появился еще один труд – Аштанга Хридая, который сочетал в себе принципы терапевтической и хирургической Аюрведы. В VII веке Вагбхата Младший окончательно систематизировал и несколько сократил ее. Естественно, книги по Аюрведе писались и продолжают писаться, наука эта развивается на том фундаменте, который был заложен вышеупомянутыми трудами.

События в истории Индии не раз приводили Аюрведу в соприкосновение с другими медицинскими системами.

Так, во времена вторжения в Индию Александра Македонского, Аюрведа вступила во взаимодействие с греческой медициной. В период правления Великих Моголов, Аюрведа испытала не себе влияние медицинской системы юнани, занесенной в Индию из Персии. Еще позднее, когда Индия стала английской колонией, Аюрведа вступила во взаимодействие и с западной медициной. Но будучи системой традиционной, и будучи системой тщательно разработанной, Аюрведа медленно вводит изменения в свою практику, принимая только те новации, которые не противоречат ее фундаментальным положениям.

Период возрождения

Политический климат Индии XIX века характеризовался подъемом националистического движения. Это сказалось и на Аюрведе, которую стали поднимать на щит в качестве «индийской медицины», в противоположность медицине аллопатической, или как ее тогда называли, «английской». Однако, это привело и к открытию ряда аюрведических колледжей, и к пересмотру былых представлений о преподавании Аюрведы. На смену учебе у одного учителя, пришла система обучения по дисциплинам, с разработанными курсами и с экзаменами по каждой. Появились сторонники сближения Аюрведы с современной медициной, в учебники Аюрведы того периода включались разделы современной анатомии и физиологии. эти предметы стали преподаваться в аюрведических колледжах. Одновременно усилился интерес к изучению аюрведической классики, которая стала широко переводиться с санскрита на различные индийские языки.

Новейший период

Индия была объявлена независимым государством 15 августа 1947 года. Эта дата обозначила новый период в развитии Аюрведы, поскольку эта система медицины теперь признана правительством наряду с аллопатией и находится под государственным контролем. После того, как правительство рассмотрело рекомендации ряда специальных комиссий по преподаванию и по практике Аюрведы, был принят пакет соответствующих законов. При центральном правительству, а также при правительствах ряда штатов действуют департаменты (а в ряде мест и министерства) аюрведической медицины. Открыты государственные и частные аюрведические колледжи; частные колледжи получают государственные гранты. По всей стране введена единая программа преподавания Аюрведы, правительства ряда штатов учредили комиссии по приему экзаменов у выпускников аюрведических учебных заведений. Все большее число университетов вводят у себя курсы Аюрведы и там вопросами экзаменов и утверждения ученых степеней занимаются специальные университетские комиссии.

С учетом того, что почти 80% населения Индии использует аюрведические препараты, значительный процент бюджета министерств здравоохранения (в центре и на местах) расходуется на аюрведическую медицинскую помощь населению.

Особое законодательство регулирует производство и продажу аюрведических препаратов. В соответствии с общим Актом о производстве лекарственных и косметических препаратов, центральное правительство и правительства штатов назначают контролеров и инспекторов, наблюдающих за доброкачественностью выпускаемой продукции. Уделяется внимание и научно-исследовательской работе в области Аюрведы. Центральное правительство учредило Центральный совет аюрведических исследований, который уже создал около ста групп, проводящих клинические, фармакологические и текстологические исследования. Существует также центральный научно-исследовательский институт Аюрведы с несколькими региональными отделениями.

В Индии давно существовали частные аюрведические клиники и санатории. После независимости их число возросло и продолжает расти. Аюрведические отделения открываются и во многих аллопатических больницах. Надо отметить, что ряд клиник принимает на лечение больных из-за рубежа, в особенности больных с хроническими заболеваниями. Что касается аюрведических лекарств, то сейчас они продаются как в аюрведических аптеках, так и в аптеках общего характера.

В последнее время наблюдается рост интереса к Аюрведе со стороны врачей-аллопатов, что можно объяснить несколькими факторами: известным кризисом аллопатической медицины, эффективностью аюрведического лечения целого ряда заболеваний и распространением знания о том, что собой представляет Аюрведа на самом деле. Алма-Атинская декларация ВОЗ содействовала росту интереса к Аюрведе в мире и можно сейчас уже можно говорить о начавшемся процессе мирового распространения Аюрведы.

КОММЕНТАРИИ

Please enter your comment!
Please enter your name here